Некоторые методы, которые используются для повышения эффективности целеполагания в учебном процессе:
- «Задом наперёд». 1 Ученики выполняют вариант итоговой проверочной работы по новой теме. 1 После проверки и объявления результатов они устанавливают границу своего «знания-незнания» темы и ставят перед собой цели по её изучению. 1
- «Решение лингвистических задач». 1 Например, ученикам предлагают помочь герою собрать вещи в туристический поход. 1 В рюкзак он положил глаголы, окончания, союзы, антонимы, обращения, орфограммы, запятые, числительные. 1 Ученики должны определить, какие вещи герою придётся выложить из рюкзака, и поставить цель урока. 1
- «Мозговой штурм». 1 Способствует вызову интереса к теме и определению целей её изучения. 1 Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ученики проявляют свои творческие способности. 1
- «Яркое пятно». 14 Учащимся предлагают набор однотипных предметов, один из которых выделен цветом или размером. 1 Через зрительное восприятие концентрируют внимание на выделенном объекте. 1 Затем совместно выясняют общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. 1
- «Разрешение парадоксов». 1 На основе противоречий у учащихся формируют понятие об определённом объекте. 1 Например, на уроках литературы учеников знакомят с полярными точками зрения критиков на характер литературного героя. 1
- «Подводящий диалог». 12 На этапе целеполагания ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. 1 Диалог подводят к тому, о чём дети не могут рассказать в силу недостаточно полного обоснования своих действий. 2
- «Тема-вопрос». 25 Тема урока формулируется в виде вопроса. 5 Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. 25