Для определения профессиональной направленности личности учителя используют различные методы, среди них:
- Психодиагностические методики. www.dissercat.com Например, методика исследования профессионально-педагогической направленности личности Н. В. Кузьминой, опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной, тест на определение иерархической структуры мотивационной сферы учителя и ведущих мотиваций педагогической деятельности и другие. www.dissercat.com
- Опросники. infourok.ru Например, опросник направленности личности Б. Басса, который предназначен для определения основной жизненной ориентации человека как показателя направленности личности. infourok.ru
- Методики изучения компонентов профессионально-личностной направленности педагога. cyberleninka.ru К ним относятся, например, методики изучения ценностей педагога (Е. Б. Фанталова), профессионально-педагогической мотивации (Н. П. Фетискин), полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С. М. Петров), определения уровня рефлексии (А. В. Карпов) и другие. cyberleninka.ru
- Анализ удовлетворённости профессией. cyberleninka.ru Например, по Н. А. Харлову. cyberleninka.ru
- Самоактуализационный тест. cyberleninka.ru Автор — Э. Шостром. cyberleninka.ru
Также для диагностики уровней сформированности профессионально-педагогической направленности используют анкетирование, групповые и индивидуальные беседы, изучение продуктов творчества обучающихся, ретроспективный анализ собственного опыта. science-education.ru