Для определения гендерного баланса в школьных классах могут использоваться следующие методы:
- Интервьюирование, фокус-группы, анкетирование. 1 С их помощью получают описательные характеристики степени и уровня удовлетворённости условиями и результатами образования, отношений, возникающих в учебно-воспитательном процессе. 1
- Включённое наблюдение. 1 С его помощью оценивают, например, частотность и повод обращения мальчиков и девочек друг к другу на уроке, характер их взаимодействия, количество и направленность гендерно окрашенных высказываний и оценок учащихся в адрес друг друга. 1
- Видеосъёмка с последующим анализом. 1 С её помощью можно оценить, например, размещение мальчиков и девочек в классной комнате по отношению к учителю, равномерность и гендерный баланс распределения по рядам и партам. 1
- Протоколирование уроков и воспитательных мероприятий. 1 С его помощью фиксируют, какой характер отношений между учениками поддерживается педагогом, а какой пресекается или порицается. 1
Также для диагностики гендерных особенностей учащихся могут использоваться различные тесты, например, детский опросник гендерной идентичности, тест функционально-ролевой согласованности, рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола». 3