Для оценки речевого развития детей 3–4 лет используют различные методы, среди них:
- Наблюдение за речью. 1 Важно отметить, насколько развит словарь ребёнка, как много слов он употребляет. 1 Для этого создают игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрывают маленькие спектакли с их игрушками. 1
- Задания на понимание речи взрослых. 1 Ребёнку предлагают, например: показать части своего тела или части тела игрушечных животных; показать на сюжетных картинках, что делают их герои; 1 дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней; 1 спросить о назначении предметов; 1 прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию. 1
- Задания на слуховое восприятие. 2 Например, проверить умение дифференцировать слова, близкие по звучанию. 2 Также можно попросить ребёнка показать, кто кричит «му», «бе», «мяу». 2
- Задания на уровень развития предметного и глагольного словаря. 2 Например, выяснить состояние предметного словаря по темам «Игрушки», «Одежда», «Наше тело». 2 Также можно проверить наличие у ребёнка слов, обозначающих признаки предметов. 2
- Задания на проверку слоговой структуры слов. 2 Например, выяснить умение ребёнка произносить слова различной слоговой структуры. 24
- Задания на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения. 4 Например, уточнить возможность движений губами и языком, провести упражнения для выявления подвижности мягкого нёба. 4
- Задания на проверку связной речи. 3 Ребёнку предлагают ответить на вопросы, составить предложения по отдельным ситуативным картинкам, пересказать текст знакомой сказки. 3