Для оценки креативности и эмоциональных качеств учащихся используют разные методы, среди них:
Для оценки креативности применяют, например:
- Тест Торренса. 4 Оценивает вербальную и образную креативность, а также конкретные креативные способности (беглость, оригинальность, абстрактность названия, сопротивление замыканию, разработанность). 4 Пример задания: дорисовать рисунки и придумать им названия. 4
- Батарею тестов Вильямса. 4 Разработаны для измерения креативности при приёме в школы для одарённых детей. 4 Оценивают 8 качеств креативности (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, любознательность, воображение, сложность, склонность к риску). 4
- Экспресс-метод Джонсона. 4 Создан для экспресс-диагностики креативности. 4 Исследует 8 характеристик креативного мышления (чувствительность к проблеме, способность выдвигать различные идеи, использование стратегий решения проблем, способность совершенствовать идеи, оригинальность, способность к преобразованиям, эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, независимость мышления). 4
Для оценки эмоциональных качеств используют, например:
- Методику «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейна). 1
- Тест-анкету «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонова). 1
- Наблюдение за творческими проявлениями. 3 При наблюдении отмечают, например, предпочитаемые виды занятий, игр, заданий, самостоятельность творческого поиска, отношение ребёнка к процессу творчества, инициативу, реализацию творческого замысла, использование источников информации и выразительных средств. 3