Для обучения коммуникации людей с нарушениями слуха и речи используют разные методы, среди них:
- Использование зрительной информации. 1 Люди с нарушениями слуха получают большую часть информации через наблюдение за движениями губ, жестами и мимикой окружающих. 1 Для этого применяют специальные программы обучения чтению по губам и жестовый язык. 1
- Тактильные методы. 1 Для передачи информации используют прикосновения и движения по телу. 1 Такой подход позволяет людям с нарушениями слуха ощущать речь через кожу и развивать связь между прикосновениями и означаемыми словами. 1
- Ролевые игры и драматизацию. 13 Это эффективный метод развития коммуникативных навыков у людей с нарушениями слуха. 1 В игре создаются естественные условия для формирования умений и навыков ведения диалога. 3
- Моделирование типичных ситуаций общения. 3 Для этого используют игровые приёмы с игрушками, фигурками и другие. 3 Также применяют ситуации из тех сфер коммуникации, к участию в которых нужно подготовить человека с нарушениями слуха. 23
- Социальные истории. 2 Это короткие рассказы, которые содержат описание конкретных ситуаций и сопровождаются иллюстративным материалом. 2 Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. 2
- Использование специальных аппаратов. 1 К ним относятся слуховые аппараты и кохлеарные импланты. 1 Слуховые аппараты помогают усиливать звуки и облегчают восприятие речи. 1
- Специальные программы и приложения. 1 Их используют для смартфонов и планшетов, чтобы помочь людям с нарушениями слуха развивать и улучшать навыки коммуникации и речи. 1 Такие программы предоставляют возможность тренироваться в распознавании звуков, различении слов и фраз, а также восприятии речи через вибрацию и визуальные сигналы. 1