Для формирования фразовой речи у детей с моторной алалией используются различные методы, среди них:
- Моделирование речевых ситуаций. 4 Логопед проектирует форму общения с ребёнком в виде диалога, в результате которого ребёнок упражняется в использовании речевых категорий и осваивает грамматические модели родного языка. 4
- Заучивание наизусть словосочетаний и фраз. 1 Воспроизведение этих выражений приближает высказывание ребёнка к связной речи. 1
- Добавление недостающих слов в стихотворение, которое читает логопед. 1
- Подбор разных вариантов завершения предложений. 1 Например, «Дети рады (чему?)…». 1
- Составление предложений, противоположных по смыслу. 1 Например, «Птичка села на ветку — Птичка слетела с ветки». 1
- Оречевление выполняемых действий. 1 Например, «Я положил ручку на стол — Я взял ручку со стола». 1
- Использование предметных и сюжетных картинок, демонстрация конкретных действий. 1 Ребёнок учится конструировать сложное предложение из двух простых с опорой на парные картинки или схему. 1
Большинство видов работы проводится в игровой форме с использованием дидактических игр и упражнений. 1
При планировании коррекционных занятий важно учитывать психофизическое состояние детей, возможности проявления речевых, познавательных, эмоционально-волевых особенностей. 2