Некоторые методы, которые используются в современной педагогике для формирования и развития понятий:
- Использование наглядных пособий. 1 Это могут быть натуральные природные объекты, экранные пособия (презентации, фото и видеоматериалы), искусственные и изобразительные средства (модели, муляжи, таблицы, картины). 1
- Словесное описание изучаемых предметов и явлений. 1 Оно должно быть точным и образным, направлять процесс наблюдения объектов на их общие и существенные признаки. 1
- Проведение практических работ. 1 Инструкции к ним должны быть чёткими, ясными, конкретными, направлять внимание детей на основные свойства изучаемых объектов. 1
- Зарисовка по памяти. 1 Этот приём важен для «оживления прошлого опыта» и формирования умения пространственного изображения. 1
- Сравнение, выделение общих и различных признаков изучаемых объектов. 1 Учеников учат сравнивать с помощью грамотно сформулированных вопросов и заданий. 1
- Упражнения в классификации. 1 Например: «Найди лишнее», «Продолжи цепочку слов», «Распредели по группам» и т. п.. 1
- Установление ассоциаций со знаниями, полученными из жизненного опыта, книг, кинофильмов и др.. 1
- Проблемные вопросы и задания. 1 Обычно проблема формулируется в начале изучения темы. 1
- Беседа. 3 Может быть организована в форме простого общения, как обмен мнениями или в форме дискуссии. 3
- Метод интеллект-карт. 4 Это метод визуального представления какой-либо концепции, темы или проблемы, который помогает наглядно увидеть связи между её составляющими. 4