Некоторые методы, которые используются для чтения нот с листа:
- Анализ нотного текста. 3 Включает в себя определение названия и автора произведения, тональности, размера, фактуры, знаков, штрихов, динамики. 3 Также важно определить направление мелодической линии. 3
- Метод опережающего чтения с бегунком. 3 Бегунок вырезают из плотной бумаги, чтобы приучить ученика постоянно смотреть немного вперёд исполняемого текста. 3 Во время чтения с листа и взятия ноты преподаватель закрывает её бегунком, чтобы внимание переключалось на следующую ноту. 3
- Метод «слепой игры». 3 Помогает развить тактильное восприятие. 3
- Приём «фотографирования» нотного текста. 23 Ученику показывают на несколько секунд и закрывают листом бумаги определённый отрезок текста, который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. 2 В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. 2
- Работа с ритмом. 3 Включает в себя формирование внутреннего чувства ритма, развитие слухового контроля. 3 Например, ученику предлагают простучать ритм на столе, а затем прохлопать его под произношение вслух счёта. 3
- «Графическое чтение». 5 Ученики читают нотный текст не ноту за нотой, а следя за контуром движения мелодии. 5
- Игра с листа в ансамбле. 35 Способствует непрерывности процесса чтения, его ритмической и темповой организации. 5