Для автоматизации губно-зубных звуков в логопедии используются различные методы, например:
- Артикуляционная гимнастика. 5 Помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. 5 Некоторые упражнения для выработки основных движений и положений органов артикуляции при произношении губно-зубных звуков: «Заборчик» (удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены), «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой), «Качели» (чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции). 5
- Пассивная артикуляционная гимнастика. 3 Ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия: под нажатием пальцев и рук логопеда или соответствующего зонда, шпателя. 3
- Изотонические упражнения. 3 Заставляют работать и напрягаться мышцы языка. 3 Например, язык ребёнка высунут, логопед просит ребёнка убрать язык в рот, стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении и разжимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка. 3
- Массаж языка. 3 Используются растирание, разминание, вибрация, поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж. 3
Также на этапе автоматизации звука последовательно вводят поставленный звук в слоги (в первую очередь в прямые, затем в обратные), далее в слова, словосочетания и предложения. 5