Для анализа рынка образовательных услуг в современных условиях используют различные методы, среди них:
- Маркетинговый подход. 1 Включает в себя изучение конъюнктуры рынка, спроса на образовательные услуги, предложения, цены и структуры потребителей. 1
- Элементный подход. 1 Предполагает оценку основных элементов рынка: спроса, предложения, соотношения спроса и предложения, равновесной цены и численности обучающихся. 1
- Процессный подход. 1 Получение образования рассматривается как процесс, который имеет свой вход (ресурсы), процессную часть (характеристики качества получения образовательной услуги) и выход (конкурентоспособность выпускников на рынке труда). 1
- Сегментационный подход. 1 Основными объектами сегментации выступают группы потребителей, параметры образовательных услуг и продуктов, конкуренты. 1
- Экологический подход. 1 Рынок образовательных услуг рассматривается как сегментированное пространство, в котором сосуществуют популяции организаций, каждая из которых использует определённый образовательный формат. 1
- Социологические методы. 5 К ним относятся массовые и экспертные опросы, мониторинги динамики образовательных процессов, наблюдения, эксперименты, фокус-группы и контент-анализ. 5
- Рейтинговые оценки. 4 Информация берётся из открытых источников, таких как официальные сайты университетов, СМИ, официальные рейтинги Министерства образования и науки РФ, рейтинги, проводимые общественными организациями, различными независимыми агентствами и центрами маркетинговых исследований. 4
- SWOT-анализ. 4 Помогает определить перспективы развития регионального рынка образовательных услуг и места вуза в нём. 4