Для анализа детских рассуждений и обучения детей этому типу речи используют разные методы, например:
- Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядность. 2 Это может быть раскладывание разрезных картинок, выстраивание серии сюжетных картинок в назначенном порядке, нахождение несоответствий действий на рисунке и другие задания. 2
- Упражнения на вербальной основе. 2 К ним относятся беседы по содержанию сказки или другой художественной литературы с описанием позитивных и негативных действий героев, их доводов, речевые логические задачи. 2
- Моделирование структуры рассуждения. 13 Осознанию детьми структуры рассуждения помогает этот метод. 1
- Использование алгоритмов и моделей разрешения противоречий. 4
- Применение приёмов из системы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). 5 Например, использование таких элементов, как системность (часть — целое), развитие (было — стало), противоречие (хороший — плохой). 5
- Использование образца рассуждений педагога. 4
Также для анализа детских рассуждений могут применяться теоретические методы, такие как анализ литературы, обобщение и систематизация собранных данных, и эмпирические — эксперимент, наблюдение, беседа, анализ практической деятельности. 5