Для оценки естественнонаучных знаний школьников используют различные методы, среди них:
- Диагностические работы. 1 Контрольный измерительный материал помогает определить уровень развития естественнонаучной грамотности школьника. 1 Задания могут быть в контекстах «Окружающая среда» и «Природные ресурсы». 1
- Задания, позволяющие решать учебно-познавательные или практические задачи. 5 Ученики могут самостоятельно или в группе объяснять какое-либо явление или факт, выбирать способ получения знания, проводить эксперимент, анализировать данные и делать обоснованные выводы. 5
- Исследовательский метод обучения. 2 Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени. 2 Ученики самостоятельно добывают знания в процессе исследования проблемы, сравнивают различные варианты получаемых ответов. 2
- Эвристическая беседа. 2 В качестве эвристических вопросов выступают задания блока, а учащиеся в процессе беседы овладевают приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей её разрешения. 2
- Метод «Карусель». 5 Ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос. 5 Им предоставляется возможность для совместного оценивания идей других групп и использования их в качестве потенциальной основы для окончательного формирования своих собственных ответов на вопросы. 5
- Приём «Фишбоун». 5 Схема или диаграмма, придуманная профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей. 5