Некоторые методы, которые используют дефектологи для развития речи у детей с нарушениями слуха:
- Слуховые тренировки. 1 Проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры, чтобы дети могли воспринимать речь на слух. 1 В результате у ребёнка накапливается речевой опыт, и он получает возможность научиться пользоваться словесной речью в общении. 1
- Фронтальные занятия. 1 На них дети учатся различать пение и речь, воспринимать музыкальные и неречевые звуки. 1
- Фонетическая зарядка. 4 Это система специальных упражнений, сочетающая речь и движения. 4 Проговаривание речевого материала сопровождается движением рук, ног, головы, корпуса. 4
- Метод имитации. 3 Педагог или родитель говорит чётко и кратко, эмоционально, ярко, громко и выразительно, ребёнок слушает и повторяет. 3
- Упражнения, направленные на развитие моторики и двигательной сферы. 2 К ним относятся психогимнастика, пальчиковые упражнения, программы развития интеллекта. 2
- Наглядные приёмы. 2 Используются для расширения лексического запаса речи: использование предметов или их изображений, демонстрация слайдов, учебных фильмов, создание наглядных ситуаций. 2
- Вербальные приёмы. 2 Применяются для расширения лексического запаса речи: подбор синонимов, антонимов, подбор определений и другие. 2
- Смешанные приёмы. 2 Используются при объяснении понятий отвлечённого характера. 2
Выбор методов зависит от особенностей каждого ребёнка и используется с той или иной частотой в зависимости от них. 5