Некоторые методы, которые использовал А. С. Макаренко для формирования коллектива:
- Трудовое воспитание. 1 Педагог считал, что труд детей на производстве открывает многие воспитательные пути. 1 Важно, чтобы труд приносил реальную выгоду, а участники понимали, что и зачем они делают. 4
- Самоуправление. 14 По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. 1 Главным органом самоуправления являлось общее собрание, на котором среди воспитанников избирались другие органы самоуправления. 1
- Целеполагание. 4 Макаренко понимал, что коллективу необходимы как глобальные, так и сиюминутные цели. 4 По его теории перспективных линий, все цели делятся на три вида: близкие, средние и дальние. 4
- Игра. 14 Макаренко призывал не спешить отрывать детей от игр. 4 Ведь, играя, ребёнок познаёт мир, учится взаимодействовать с предметами, материалами, другими детьми, следовать правилам и проявлять творческую индивидуальность. 4
- Принцип параллельного педагогического действия. 2 Педагоги работали не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, группой, и персональное воздействие на каждого происходило именно через группу. 2 То есть действовала логика «от коллектива — к личности», а не наоборот. 2