Некоторые методы индивидуализации образования, которые используются в детских садах:
- Метод реагирования. 13 Детям предоставляют право участвовать в планировании и обеспечивают возможность выбора для самореализации. 13 Пример метода — модель трёх вопросов: что дети знают, что хотят узнать и какими путями. 2
- Обеспечение гибкости в ходе деятельности. 2 Например, во время лепки дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них и из какого материала. 2 Задача педагога — помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. 2
- Тщательный отбор материалов. 2 Используемые пособия, игрушки и другие материалы должны быть гибкими и иметь различную степень сложности — от самых простых до самых сложных. 2
- Метод «строительных лесов». 12 В основе метода — идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития: границе между тем, что ребёнок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. 2
- Спонтанная индивидуализация. 12 Педагог использует представившуюся возможность индивидуально реагировать на каждого ребёнка (или небольшую группу детей). 2 Например, если два ребёнка поспорили из-за игрушки, воспитатель обучает их основным правилам взаимодействия. 2
- Иррадиирующее обучение. 3 Метод основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. 3 Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. 3