Для развития наглядно-образного мышления у дошкольников эффективны следующие методы и упражнения:
- Прогулки в парках и лесах. 1 Наблюдение за растениями, птицами и животными приносит положительные эмоции и развивает чувство прекрасного. 1
- Рисование. 14 Можно рисовать по памяти или с натуры. 1 Хорошим упражнением является создание абстракции, то есть того, чего нет в окружающем мире. 1
- Работа с материалом. 1 Например, лепка из глины, солёного теста, пластилина. 1
- Сравнение предметов. 1 Можно предлагать сравнивать предметы по величине, форме, цветам. 1 Это развивает навыки анализа и синтеза. 1
- Конструирование. 3 Можно использовать конструкторы из разных материалов, разной формы и видов. 3
- Сюжетно-ролевые игры. 2 В таких играх дети учатся создавать типичные образы посредством анализа и мысленного представления ситуации, с которой они сталкивались в жизни. 2
- Чтение книг. 4 Лучше выбирать книги, которые содержат яркие образы и описания, например, сказки, приключения, фантастику. 4
- Просмотр мультфильмов. 4 Нужно выбирать мультфильмы, которые содержат интересные и яркие образы. 4
Некоторые упражнения для развития наглядно-образного мышления у дошкольников:
- «На что похож этот предмет?». 4 Нужно попросить ребёнка описать какой-то предмет, например, дерево, камень или цветок, используя как можно больше прилагательных. 4
- «Сочини сказку». 4 Можно предложить ребёнку придумать историю с использованием различных предметов и персонажей. 4
- «Раскрась картинку». 4 Нужно дать ребёнку картинку с изображением животных или растений и попросить раскрасить её, используя различные цвета и оттенки. 4
- «Придумай загадку». 45 Можно попросить ребёнка придумать загадку о каком-то предмете или животном, а родители будут угадывать. 4
- «Описание предметов». 4 Нужно попросить ребёнка описать предмет, который он видит перед собой, используя как можно больше деталей. 4