Для дифференциации звуков [б] и [п] у детей эффективны следующие методы и упражнения:
- Дидактическое упражнение «Ушки — слушки». 1 Логопед хлопает в ладоши, а дети, закрыв глаза, считают про себя, сколько раз хлопнули, и затем говорят число хлопков. 1
- Дидактическое упражнение «Выполняй команды». 1 Логопед произносит шёпотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т. д.), а ребёнок слушает их внимательно и выполняет. 1
- Упражнение «Поймай звук [п] или звук [б]». 2 Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [п] (или [б]). 2
- Упражнение «Буква заблудилась». 2 Нужно заменить звонкий [б] на глухой [п] и наоборот, глухой [п] на звонкий [б]. 2
- Отбор картинок, в названии которых есть звуки [б] и [п]. 2 Ребёнок раскладывает картинки на две группы: справа — те, в названии которых есть звук [п], а слева — со звуком [б]. 2
- Дифференциация звуков [б] и [п] на письме. 2 Например, нужно записать в тетради слова с буквой [п] в один столбик, а с буквой [б] — в другой. 2
- Артикуляционная гимнастика. 4 Логопед показывает детям карточки с артикуляционными упражнениями, дети их называют и выполняют упражнение перед зеркалом под счёт до 10. 4
Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т. д.. 5