Некоторые методы и технологии, способствующие развитию субъектной позиции обучающегося:
- Системно-деятельностный подход. 2 В учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. 2 При таком подходе меняются роли учителя и ученика: учитель из транслятора знаний переходит в организатора учебной деятельности. 2
- Создание ситуации выбора. 23 Выбор направлен на ориентацию ученика в своих достижениях. 2 Это может быть выбор уровня изучения нового материала, уровня заданий и методов их выполнения, вида рефлексии и оценки своих результатов, домашнего задания. 2
- Использование открытых вопросов. 3 Они стимулируют ученика размышлять о своих целях и смыслах. 3 Вопросы должны быть направлены на понимание того, зачем ребёнку нужна та или иная информация или задание, как процесс обучения меняет и развивает его. 3
- Работа в группах. 1 Работа в группах помогает учащимся осваивать субъектную роль и использовать свои субъектные полномочия. 1 Создаются условия для развития способности проектировать учебную деятельность, составлять программу действий на основе имеющихся целей, формировать задачи и находить адекватные средства их решения. 1
- Выполнение творческих работ. 1 Это предоставляет обучающимся возможность проявить себя, свою индивидуальность, повышает уверенность в своих силах, помогает самоутвердиться, учит анализировать ситуации, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения, нести ответственность за результаты своего труда. 1