Нет однозначного мнения о том, какие методы и технологии оценивания уровня воспитанности наиболее эффективны для подростков. Несколько подходов, которые используют для диагностики воспитанности:
- Наблюдение. 14 Позволяет выявить особенности личности ребёнка в различных видах деятельности, его социальную и коммуникативную активность, степень включённость в общие дела, инициативность, креативность, заинтересованность. 1
- Опросные методы. 12 К ним относятся беседа, анкетирование, интервью, тесты, проективные методы. 1 Ответы, полученные в ходе опроса, дают возможность выяснить мнение, отношение к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. 2
- Сочинения на заданную тему. 2 Такие работы отражают внутреннюю позицию воспитуемых, их сомнения, раздумья, отношения, взгляды. 2
- Социометрический метод. 2 Даёт возможность в количественных параметрах установить социально-психологические взаимоотношения членов группы, оценить структуру малой группы, статус отдельной личности в ней. 2
- Методика О. В. Белоусовой. 3 Уровень воспитанности подростков оценивается по 6 показателям: отношение к отечеству, к труду, к культуре, к знаниям, к себе. 3 Каждый показатель оценивается и распределяется по 4 уровням: высокий, средний, низкий и недопустимый. 3
Отдельные диагностические методы не позволяют составить представление о степени сформированности необходимых качеств, и только их комплекс даёт возможность всесторонне оценить воспитанность личности. 2