Некоторые методы и средства, которые можно использовать для развития исследовательской деятельности у дошкольников:
Методы:
- Наблюдение. 24 Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. 2
- Опыты и эксперименты. 24 Развивают у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствуют становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. 2
- Эвристические беседы. 4 В ходе таких бесед воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает дошкольнику прийти к выводу и самостоятельно сформулировать его. 4
- ТРИЗ-технологии. 2 Суть метода — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. 2
- Проектная деятельность. 2 Подразумевает совместную исследовательскую активность детей, педагога и родителей. 2 В достижении познавательной цели проекта задействуются мыслительные способности и творческие навыки ребёнка. 2
- Моделирование. 3 В дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности — игре, конструировании, рисовании, лепке и других. 3 Благодаря моделированию ребёнок способен к опосредованному решению познавательных задач. 3
Средства:
- Уголок экспериментирования. 1 Оснащается специальной посудой, природным материалом, утилизированным материалом и прочим оборудованием, таким как лупы, весы, песочные часы. 1
- Опорные средства. 4 К ним относятся изображения, видеофрагменты, игрушки-модели, словесные описания и другие. 4
Для развития исследовательской деятельности у дошкольников также эффективны экскурсии, прогулки, работа в уголках природы и трудовые поручения. 2