Некоторые методы и приёмы, которые способствуют развитию творческого мышления при анализе литературных произведений:
- Выразительное чтение. 12 При воплощении произведения в звуках голоса оно логически и музыкально влияет на школьников. 1
- Рассказывание и пересказ текста. 1 Логический последовательный рассказ помогает выстроить цепь событий и понять внутреннюю связь между ними. 1 Выборочный рассказ позволяет выразить впечатления от художественного произведения. 1 Творческое рассказывание произведения или его эпизодов развивает воображение и позволяет по-новому открыть для себя текст. 1
- Устное словесное рисование. 13 Читатель, опираясь на образы, созданные писателем, детализирует своё видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. 2
- Составление киносценария. 2 В ходе этого приёма дети не только учатся понимать язык кино, но глубже и пристальнее всматриваются в литературный текст. 2
- Инсценирование. 2 Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам изучаемого произведения побуждает учеников к творческому «претворению» литературных образов, возбуждает воображение и сопереживание. 2
- Ролевые игры. 4 Учащиеся принимают на себя роли различных персонажей произведения и воспроизводят ключевые сцены, что помогает лучше понять мотивы действий персонажей, а также особенности эпохи и авторского стиля. 4
- Мозговой штурм. 4 Этот метод помогает генерировать нестандартные идеи и решения. 4 Учащиеся предлагают как можно больше идей по определённому вопросу без оценки и критики. 4
- Литературные квесты. 4 Это игровой метод, в котором учащиеся выполняют ряд заданий, связанных с изучаемым материалом, ищут ответы на вопросы в тексте произведения, работая как отдельно, так и в группе. 4