Некоторые методы и приёмы, которые способствуют развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста:
- Игровые методы. 4 Дидактические игры создают у ребёнка положительный эмоциональный настрой, повышают работоспособность, дают возможность многократно повторять один и тот же материал, обогащают словарь и активизируют познавательную деятельность. 4
- Словесные методы. 4 К ним относятся, например, загадки, которые расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром. 4 Также можно использовать метод бесед: вопросно-ответный характер общения побуждает ребёнка сравнивать, рассуждать, обобщать. 4
- Наглядные методы. 5 К ним относятся наблюдение, метод демонстрации (показ предметов, образца, способа действий, демонстрация картин, иллюстраций), использование ТСО (демонстрация диафильмов, кинофильмов, презентаций). 5
- Метод экспериментирования. 5 В процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 5
- Упражнения для развития отдельных познавательных процессов. 1 Например, для развития внимания используют упражнение «Слушать и хлопать». 13 Для развития мышления — упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы (игра «Найди лишнее»). 13 Для развития речи — задания-пересказы, в которых ребёнок совершенствует фонематический слух и произношение. 13
- Упражнения для развития зрительного восприятия. 1 Это могут быть упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. 1 Для слухового восприятия — задания со звуковым сопровождением (например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук). 1
Все методы и приёмы должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. 2