Некоторые методы и приёмы, которые способствуют формированию нравственных убеждений у подростков:
Методы нравственного воспитания:
- Приучение. 1 Подростков регулярно заставляют выполнять определённые действия, чтобы сформировать конкретные привычки в поведении. 1
- Упражнение. 14 Обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, их применение на практике. 14
- Стимулирование. 1 Подростков поощряют за их деятельность с помощью положительной оценки поведения. 1
- Торможение. 1 Выражается в виде порицания, предупреждения, предъявления обоснованных требований к личности воспитанника. 1
- Самовоспитание. 1 Подростков учат предъявлять к себе требования в соответствии с идеалом. 1
- Педагогическая поддержка. 1 Осуществляется в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого, предполагает самоопределение. 1
Некоторые приёмы нравственного воспитания:
- «Ролевая маска». 1 Каждому ребёнку нужно придумать себе роль, от лица которой он будет участвовать в предстоящем обсуждении. 1
- «Непрерывная эстафета мнений». 1 Подростки по очереди высказывают своё мнение по одному из аспектов проблемы нравственности, постепенно дополняя друг друга. 1
- «Обмен вопросами». 1 Учащиеся делятся на несколько групп и готовят вопросы своим оппонентам, после чего начинается дискуссия. 1
- «Импровизация на вольную тему». 1 Школьникам предлагают выбор одной из тем для дальнейшего обсуждения. 1
- «Обнажение противоречий». 1 Аудитории предлагают проблему, по которой, скорее всего, будут высказываться разные мнения. 1
- «Инструктирование». 1 Выполнению задания или диспуту предшествует обсуждение и принятие определённых правил. 1
- «Самоотстранение учителя». 1 После вступительного информирования по сущности предстоящей деятельности учитель снимает с себя руководящую функцию и присоединяется к ученикам наравне с другими участниками. 1
- «Обмен ролями». 1 На определённом этапе проведения мероприятия все ученики обмениваются своими обязанностями и ролями, которые были получены в начале занятия. 1
Для эффективности нравственного воспитания важно использовать целый комплекс методов, так как единственного универсального метода не существует. 1