Некоторые методы и приёмы, способствующие формированию читательской самостоятельности у младших школьников:
- Игровые приёмы. 1 Узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, викторины, кроссворды, отгадывание имён литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию. 1
- Приём «Ассоциация». 1 Ученикам предлагается прочитать тему урока и ответить на вопросы: о чём пойдёт речь на данном уроке, какие ассоциации у них возникают, когда они слышат… и т. д.. 1
- Приём «Синквейн». 1 Речь идёт о написании стихотворений по алгоритму. 1 Его уместно использовать в конце урока литературного чтения или задавать детям на дом для осмысления и рефлексии полученных на уроке знаний. 1
- Постановка мини-сценок по изучаемым произведениям. 1 Педагог и воспитанники в сотворчестве разрабатывают и совместно ставят мини-сценки по изученным ранее произведениям. 1
- Составление кроссвордов, викторин, тестов после изучения определённого раздела или произведения. 1
- Прерывание рассказа или чтения на самом интересном для детей моменте. 1 Далее педагог предлагает детям самостоятельно дочитать и ознакомиться с произведением. 1
- Подготовка иллюстраций к художественным произведениям. 1 Такие задания способствуют повышению читательского интереса и самостоятельности. 1
- Творческая деятельность. 23 Задания, направленные на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй. 23