Некоторые методы и приёмы развития творческого мышления, которые используются в преподавании литературы:
- Анализ и интерпретация. 1 Углублённое изучение и обсуждение литературных произведений побуждает учащихся к самостоятельным размышлениям, помогает формировать свою точку зрения и аргументировать её. 1
- Создание собственных текстов. 1 Имитация стиля писателей, создание продолжений к произведениям, написание собственных рассказов и стихов, вдохновлённых прочитанным, развивает языковую интуицию и способность к художественной выразительности. 1
- Творческие проекты. 1 Разработка проектов, связанных с литературой, таких как театральные постановки, визуализация сцен и эпизодов, создание иллюстраций к произведениям, способствует развитию визуального, аудиального и кинестетического восприятия текста. 1
- Дискуссии и дебаты. 1 Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать мнения других, является важным элементом творческой деятельности. 1
- Творческие задания. 1 Например, написание продолжения истории, создание альтернативных концовок, диалогов между персонажами, что требует от учеников включения воображения и применения знаний о характерах и мотивах персонажей. 1
- Работа с метафорами и сравнениями. 1 Этот приём требует от учащихся способности видеть скрытые смыслы и устанавливать связи между образами и реальностью. 1
- Импровизации и театрализация. 4 Этот метод основывается на театральных приёмах, которые помогают детям лучше запоминать тексты и персонажей, а также развивать креативность и воображение. 4