В дошкольном образовании для формирования личности применяются различные методы и приёмы, среди них:
- Воспитание словом. 4 Основано на речевом воздействии педагога на ребёнка. 4 К таким методам относятся рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа и другие. 4 Они направлены на формирование у детей знаний, представлений, понятий, убеждений, мотивов, ценностей, норм и правил поведения. 4
- Воспитание делом. 4 Основано на организации и проведении различных видов деятельности детей, в ходе которых они приобретают опыт поведения, навыки, умения, способности, интересы, склонности, привычки. 4 К таким методам относятся приучение, упражнение, тренировка, обучение, игра, творчество, труд, эксперимент, исследование, наблюдение, моделирование, проект, экскурсия, праздник, спорт, хобби и другие. 4
- Воспитание ситуацией. 4 Основано на создании и использовании определённых условий, обстановки, обстоятельств, в которых дети находятся и действуют. 4 К таким методам относятся пример, подражание, соревнование, сотрудничество, сопереживание, сопротивление, стимулирование, поощрение, наказание, ограничение, запрет, разрешение, угроза, вызов, проблема, конфликт, кризис и другие. 4
Также в дошкольном образовании используют проектную деятельность, которая помогает детям осваивать важные навыки: учиться определять проблемы, находить самостоятельные решения, выбирать оптимальные способы их реализации и оценивать итоги своей работы. 2
Для успешного воспитания дошкольников необходимо использовать разнообразные методы и приёмы, сочетая их в зависимости от конкретных условий, ситуаций, целей и задач воспитательной работы. 4