Некоторые методы и приёмы, которые помогают эффективно усваивать материал при изучении литературы:
- Анализ литературного произведения. 3 Помогает изучить стиль автора, композицию текста, приблизить читателя к авторской мысли. 3 Некоторые приёмы анализа: комментарии, сопоставление элементов и частей текста, изучение стилистических особенностей писателя. 3
- Сопоставление литературного произведения и его реальной основы, а также сравнение персонажей с их историческими прототипами. 3 С помощью этого приёма можно обнаружить намерения автора и то, как писатель применил в своём творчестве реальный материал. 3
- Сопоставление разных вариантов и редакций произведения. 3 Этот приём необходим, чтобы понять развитие мысли автора в ходе создания литературного текста. 3
- Сравнительный анализ изучаемого произведения с другими работами того же писателя. 3 Сравнение произведений одного и того же автора позволяет познакомиться с общими основами мировоззрения писателя и его художественным методом. 3
- Выразительное чтение. 3 При воплощении произведения в звуках голоса оно логически и музыкально влияет на школьников. 3
- Рассказывание и пересказ текста. 3 Приём рассказывания на этапе подготовки помогает учащимся глубже понять произведение за счёт личного переживания. 3
- Методы творческого пересоздания текста. 3 К ним относят устное словесное рисование, инсценирование и написание киносценария. 3
- Проблемные методы. 4 Ученики учатся осознавать проблему, а в отдельных случаях — и ставить её, вносить вклад в её разрешение. 4
- Нестандартные уроки. 5 Они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. 5