Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) эффективны следующие методы и приёмы обучения грамоте:
- Обучение через игру. scipress.ru Игровая деятельность — естественный вид активности дошкольников и младших школьников, что делает её оптимальным инструментом для формирования начальных навыков чтения. scipress.ru Например, игры на сопоставление звуков и букв, чтение слогов в игровой форме или составление слов из буквенных карточек. scipress.ru
- Метод поэтапного формирования действий. scipress.ru Процесс обучения чтению структурируют, начиная с формирования ориентировочной основы действий и заканчивая автоматизацией навыков. scipress.ru Такая поэтапность позволяет ребёнку осваивать чтение логично и последовательно. scipress.ru
- Формирование фонематического восприятия и звукового анализа. scipress.ru Упражнения на распознавание звуков, рифм, разделение слов на слоги или подбор слов на заданный звук развивают у ребёнка осознание звукобуквенных соответствий, что является основой чтения. scipress.ru
- Использование условно-графической схемы предложения. alldef.ru Каждое выделенное из связной речи предложение обозначают длинной полоской бумаги или линией в тетради. alldef.ru Затем вычленяют отдельные слова: проговаривая каждое слово, дети обозначают его короткой полоской бумаги (картона) или чертят короткую линию. alldef.ru
- Использование наглядности. nsportal.ru Наглядность способствует закреплению пройденного, подводит детей к выводам и обобщениям, помогает систематизации изучаемого материала и повышает качество его усвоения. nsportal.ru
Для детей с ЗПР важно подбирать учебный материал в стихотворной форме и с определённым набором слов, в звуковой состав которых входят исправленные и автоматизируемые звуки. nsportal.ru