Для развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста эффективны следующие методы и приёмы:
- Наблюдение за окружающим миром. 1 Можно использовать вопросы о живой и неживой природе, например: «Почему осенью листья меняют цвет и раскрашиваются разными красками?», «Куда улетают птицы, которых называют перелётными?». 2
- Детское экспериментирование. 1 Позволяет наглядно проследить зависимость разного рода, установить логические связи, выделить признаки и свойства объекта или явления для доказательства, учит делать выводы. 1
- Речевые игры и упражнения. 1 Можно проводить как на занятиях, так и в повседневной жизни. 1 Речевая игра обогащает мотивы детской речи, развивает память, мышление дошкольников. 1 Примеры игр: «Небылицы в картинках», «Опровержение», «Пищевые цепочки», «Предмет и его развитие», «Хорошо-плохо», «Странные рассказы». 1
- Проблемно-речевые ситуации. 2 Например, ситуация «Как спасти зайку?». 2
- Чтение художественной литературы и последующее её обсуждение. 1 Художественные произведения служат образцом, благодаря которому дети будут строить более логичные, связные и последовательные рассуждения. 5
- Работа по картине с проблемным сюжетом. 5 Занимательный, яркий, нестандартный сюжет картин побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи, делать выводы. 5
Работа с детьми по обучению связным высказываниям типа рассуждения должна проводиться в системе. 1