Некоторые методы и приёмы, которые эффективны для ознакомления детей с ритмическим строением речи:
- Отстукивание или отхлопывание ритма. 1 В игровой форме детям предлагают различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками), мячом об пол, протопывание и другие. 1
- Упражнение «Барабанщик». 1 Ребёнок кладёт руки на стол, кисти приподняты. 1 Взрослый отстукивает пальцем по столу определённый ритм. 1 Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. 1
- Изображение ритма. 1 Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.. 1
- Воспроизведение ритма по заданному рисунку. 1 Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе, а также изображён с помощью разных предметов на бумаге. 1
- Ритмические задания с использованием ударения. 1 Педагог разъясняет значения символов: закрашенный круг — сильный удар (хлопок), незакрашенный — слабый удар (хлопок). 1 Затем показывает символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия. 1
- Ритмический рисунок в рисовании и аппликации. 5 Упражнения: штрихование, раскрашивание, рисование узора с ритмично чередующимися элементами. 5
- Музыкально-ритмические игры. 1 Подвижные упражнения (с обручами, «классики») под ритмичную музыку. 1