Некоторые методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения для развития читательской грамотности у младших школьников:
- Чтение вслух. 1 Помогает ученикам улучшить технику чтения, научиться правильно расставлять акценты и интонации, а также развивает внимание и память. 1
- Обсуждение прочитанного. 1 Позволяет младшим школьникам обмениваться мнениями, высказывать свои мысли и чувства, а также учиться аргументированно отстаивать свою точку зрения. 1
- Использование визуальных материалов. 1 Иллюстрации, диаграммы и схемы помогают младшим школьникам представить себе события и персонажей, а также лучше запомнить ключевые моменты произведения. 1
- Применение мультимедийных технологий. 1 Презентации и видеоролики делают уроки более интересными и интерактивными. 1
- Приём «Чтение с остановками». 24 На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. 2 На основной части урока текст читается по частям. 2 После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. 2
- Приём «Синквейн». 2 Это творческая работа по выяснению уровня осмысления текста. 2 Приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах. 2
- Приём «Работа с вопросником». 2 Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. 2 Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. 2
- Приём «Написание творческих работ». 2 Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. 2