Некоторые методы и приёмы, которые можно использовать для развития коммуникативных универсальных учебных действий:
- Дискуссия. 2 Метод базируется на обмене взглядами по определённой проблематике. 2 С его помощью у учащихся формируется умение излагать свои мысли и прислушиваться к доводам оппонента. 2
- Исследовательский метод. 2 Он формирует умение согласовывать свои действия с активностью партнёров. 2 Например, после ознакомления учащихся с новым материалом можно предложить школьникам подготовить в группах ответы на вопросы, заранее написанные на доске. 2
- Метод «мозгового штурма». 2 Он формирует умение продолжать и развивать мысль одноклассника. 2 Например, на уроке математики при решении сложной логической задачи можно предложить учащимся вслух по очереди обмениваться идеями о способах решения задачи. 2
- Приём «Вертушка». 2 После того как учитель объяснил новый материал, он предлагает учащимся в группах его закрепить. 2 Для этого группам даётся определённое задание и необходимые опоры. 2 Задание выполняется либо по частям (тогда каждый учащийся выполняет свою часть), либо по «вертушке» (в этом случае каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой учащийся). 2
- Командно-игровая деятельность. 2 Этот приём развивает коммуникативное умение работать в команде и соревноваться. 2 Например, учитель организует групповую работу по закреплению материала после объяснения нового материала, но вместо индивидуального оценивания проводит каждую неделю соревнования между командами. 2
- Задания по инсценированию разных речевых ситуаций. 1 Они помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения. 1