Некоторые методы и приёмы, которые можно использовать для развития творческого рассказывания у детей:
- Придумывание детьми продолжения авторского текста. 35 После чтения и пересказывания рассказа педагог предлагает продолжить его, показывая, как можно придумать конец. 3
- Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. 23 Перед детьми ставится учебная задача, предлагается тема, сюжет, называются основные персонажи. 2 Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определённой последовательности. 2
- Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему. 25 Этот приём используется только при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. 2
- Коллективное составление рассказа. 4 Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. 4 В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. 4
- Моделирование. 1 В качестве модели применяется схема, в которой отражена структура выбранного предмета и отмечены его наиболее важные качества. 1 Чаще всего в качестве модели используется круг, состоящий из трёх частей: зачина истории, основной части и завершения. 1
- Работа с загадками, небылицами, сочинение рифм. 2 Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками, дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. 2
Методика использования приёмов изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, стоящих задач, уровня умений детей, их активности и самостоятельности. 4