Некоторые методы и приёмы, которые можно использовать для развития наблюдательности у младших школьников:
- Повторные наблюдения. 1 После однократного рассмотрения предмета или его части можно предложить ученику закрыть глаза и мысленно представить увиденное. 1 Этот приём можно повторять несколько раз, пока у ребёнка не появится отчётливое представление о предмете. 1
- Имитация движений и звуков. 1 Например, можно попросить ученика повторить руками движения крыльев птицы, падающих листьев, а голосом — звук грома, пение птицы или звуки других животных. 1
- Предложение сделать «открытие». 1 Можно не подсказывать результаты наблюдений, а предложить ученику самому добиться их, исследовать объект. 1
- Создание эмоционального настроя. 1 Например, использование художественного слова усиливает эстетическое переживание и обостряет наблюдательность. 1
- Задания на поиск различий. 2 Можно использовать картинки, чем сложнее изображение, тем лучше тренируется наблюдательность. 2
- Запись увиденного. 2 Можно попросить ребёнка описывать то, что он видит перед собой. 2 Важно делать записи как можно детальнее и подробнее. 2
- Ведение дневников наблюдений. 34 Можно научить детей фиксировать увиденное в специальной тетради. 4
- Обучение установлению связей природных явлений. 4 Например, можно научить детей устанавливать связи между такими явлениями, как солнце выше поднялось — день длиннее стал, ночь короче. 4
- Обучение выделению существенных и несущественных признаков предметов. 4 Можно использовать сравнения с хорошо знакомым или близко находящимся предметом. 4