Некоторые методы и приёмы, которые могут помочь в формировании самоконтроля у младших школьников:
- Игровые формы обучения. 1 Использование ролевых игр, командных заданий и симуляций позволяет детям учиться контролировать свои эмоции и оценивать свои действия в безопасной и игровой среде. 1
- Обсуждение эмоций. 1 Создание открытой атмосферы, где дети могут делиться своими чувствами и переживаниями, способствует развитию эмоциональной грамотности и способности обрабатывать свои эмоции. 1
- Рефлексия. 1 Регулярное обсуждение успехов и неудач, анализ поведения и действий помогают детям понять, что они могут изменять своё поведение и достигать поставленных целей. 1
- Целевая установка. 1 Помогая детям устанавливать краткосрочные и долгосрочные цели, преподаватели могут направлять их в нужное русло, обучая самоконтролю на практике. 1
- Сверка с образцом. 25 Образец действия должен быть хорошо усвоен, прежде чем он может быть использован в самоконтроле за действиями, которые должны соответствовать именно этому образцу. 5
- Задания на взаимоконтроль. 3 Например, коллективная проверка тетрадей в классе под руководством учителя. 3 Школьники учатся работать по алгоритму, контролируя правильность и последовательность действий своих одноклассников, а также критически относиться к своим действиям и оценке их деятельности учителем. 3
- Задания с недостающими данными. 2 В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения. 2
- Комментирование. 2 Решая примеры или задачу, ученик рассуждает вслух и ведёт за собой весь класс. 2
Для успешного формирования навыков самоконтроля важно, чтобы все участники образовательного процесса (учитель, ученик, родители) работали вместе. 4