Некоторые методы и приёмы, которые можно использовать в организации внеклассной воспитательной работы:
- Метод экскурсий. 1 Учащихся делят на группы и предлагают им задания или вопросы. 1 Каждая группа идёт своим маршрутом и собирает сведения. 1 После экскурсии участники решают поставленные перед ними задачи, используя полученные данные. 1
- Проблемное обучение. 1 Создаются проблемные ситуации, для решения которых требуется творческая мыслительная деятельность. 1 Это вызывает у учащихся интерес к предмету, развивает настойчивость, побуждает преодолевать трудности, укрепляет веру в свои возможности. 1
- Метод личного примера. 12 Ребёнок включается в работу через подражание примеру взрослого. 12 Например, можно проводить совместно с родителями трудовые десанты или выезды на природу, где взрослые личным примером учат правилам поведения. 12
- Метод реконструирования. 12 Создаются положительные перспективы в жизни ребёнка, составляются программы саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребёнка. 12
- Методы поощрения и наказания. 12 К приёмам относятся грамоты, поощрительные записи в дневнике, сюрпризы, подарки, поощрения в виде экскурсионных поездок, участия в праздничных мероприятиях. 12
- Интерактивные формы. 5 Предполагают усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. 5 К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и другие. 5
- Ролевая игра. 5 Создаются ситуации, в которых каждый участник получает вымышленное имя и социальную роль. 5 Ролевая игра создаёт мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых. 5