Некоторые методы и приёмы, которые используются в работе по воспитанию звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях:
Методы:
- Дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр» и другие). 13
- Подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»). 13
- Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.). 13
- Метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и другие). 13
- Занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. 1
Приёмы:
- Образец правильного произношения, который даёт педагог. 15
- Утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова). 15
- Образное называние звука или звукосочетания («з-з-з» — песенка комара; «туп-туп-туп» — топает козлёнок). 15
- Хоровые и индивидуальные повторения. 15 Обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. 1
- Обоснование необходимости выполнить задание педагога. 15 Оно даётся или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь весёлую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»). 2
- Индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребёнка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Серёжи — он умеет быть ласковым, заботливым»). 1
- Совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца). 15
- Оценка ответа или действия и исправление. 15
- Образная физкультурная пауза. 15 Сочетает движения детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний, служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала. 1
- Наглядные приёмы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. 15