При постановке заднеязычных звуков у детей с дизартрией используют разные методы и приёмы, например:
- Механический способ. 1 Звук «К» ставят при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». 1 При этом звук «Т» должен быть у ребёнка «чистым», то есть произноситься без призвуков. 1
- Постановка звука «Х» при замене на «Т». 1 Нужно обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу. 1 Звук «Т» — взрывной, губно-зубной, а звук «Х» — щелевой, заднеязычный. 1 Постановку проводят медленно от сочетания «ХК». 1
- Постановка звука «К» на вдохе. 5 Ребёнок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». 5 При этом нужно произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию «ка — ка — ка». 5
- Постановка звука «Х» по подражанию. 5 Способ заключается в имитации смеха. 5 Смеяться надо после выдоха (плечи опущены), негромко, низким голосом. 5
- Метод фонетической локализации. 3 У ребёнка вызывают «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. 3
При постановке звуков нет единых схем, для каждого ребёнка способы подбираются индивидуально. 2