Для развития речи дошкольников используют разные методы и приёмы, которые можно разделить на три группы: наглядные, словесные и практические. 23
Наглядные методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. 2 К ним относятся, например:
- Метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. 23
- Опосредованные методы, основанные на применении изобразительной наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. 23
Словесные методы включают чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающую беседу, рассказывание без опоры на наглядный материал. 23
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. 2 К ним относятся, например:
- различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. 23
Некоторые приёмы, которые используются для развития речи дошкольников:
- Речевой образец. 23 Правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. 23
- Повторное проговаривание. 23 Преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. 23
- Объяснение. 2 Раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. 2
- Указания. 2 Разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата. 2
- Оценка детской речи. 2 Мотивированное суждение о речевом высказывании ребёнка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. 2
- Вопросы. 3 Используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию. 3
При выборе методов и приёмов учитывают возраст и интересы ребёнка. 1