Некоторые методы и приёмы, которые преподаватели используют для развития навыков чтения нот с листа:
- Анализ нотного текста. 1 Перед прочтением текста с листа ученик анализирует его: определяет тональность, размер, тип фактуры, особенности мелодического и ритмического рисунка, находит границы фраз, повторы, определяет форму и характер исполняемой музыки. 2
- Упражнения на «фотографирование». 3 Ученику предлагают увидеть нотный текст за несколько секунд, и тут же закрывают листом бумаги определённый отрывок (мотив, фраза, предложение). 3 Ученик должен запомнить его, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. 3
- Ритмические упражнения. 1 Они помогают развить чувство внутренней ритмической пульсации. 1 Ученик знакомится со сложными ритмическими фигурами, готовится к исполнению современных и джазовых произведений. 1
- Ансамблевая форма музицирования. 3 Совместное музицирование педагога и ученика или двух и более учащихся повышает интерес к занятиям, развивает цепкость внимания, быстроту реакции, беглость чтения, тренирует сообразительность. 2
- Устный анализ мелодий. 4 Ученик учится отвечать на два вопроса: куда (вверх или вниз) и как (подряд или через одну ноту) движется мелодия. 4 Анализ проводится как на слух, так и зрительно по нотному тексту. 4
- Формирование двигательных представлений. 5 Ученик учится чувствовать клавиатуру под пальцами, на ощупь быстро отыскивать требуемые комбинации и сочетания звуков, овладевает приёмом игры «вслепую», не глядя на клавиатуру. 5