Для развития трудовых навыков у детей в природе эффективны следующие методы и приёмы:
- Индивидуальные поручения. 4 Применяются во всех возрастных группах детского сада. 4 Позволяют воспитателю более тщательно руководить действиями детей, оказывать им помощь, давать разъяснения и контролировать выполнение трудовых операций. 4
- Коллективный труд. 4 Даёт возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. 4 В таком труде формируются умения принимать общую цель, договариваться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помогать товарищу, оценивать его труд. 4
- Дежурства. 45 Начинаются в старшей группе. 4 Позволяют совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда. 4
- Словесные методы. 3 Включают объяснение, обсуждение способов выполнения трудовых операций и их оценку. 3
- Наглядные методы. 13 К ним относятся, например, показ возможных моментов в труде, использование сюжетных картинок, тематических альбомов, схем-моделей и пооперационных карт. 1
- Игровые приёмы. 1 Могут включать сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, дидактические игры. 1
Также важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. 24 Для этого следует чередовать один вид работы с другим. 24
Кроме того, необходимо обеспечить, чтобы орудия труда были безопасны, соответствовали росту и силам ребёнка, но при этом были настоящими, а не игрушечными. 4