Некоторые методы и приёмы анализа урока, которые могут быть эффективны для повышения квалификации преподавателя:
- Структурный анализ. 1 Предполагает выделение и оценку доминирующих структур урока, их целесообразности. 1
- Аспектный анализ. 1 Направлен на детальное и всестороннее изучение и оценку одной стороны или отдельной цели урока в её взаимосвязи с результатами деятельности учеников. 1
- Комплексный или полный анализ. 1 Включает оценку реализации задач урока, содержания и видов учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровень усвоения знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативность урока. 2
- Системный анализ. 1 Позволяет рассмотреть урок в качестве целостной системы и оценить его достоинства и недостатки с позиции их воздействия на результат урока. 1
- Целевой анализ. 1 Направлен на выявление мастерства учителя в процессе использования отдельных форм, средств и методов обучения или в использовании авторских методик и технологий обучения. 1
- Психологический анализ. 3 Предполагает определение психологического климата на занятии: дисциплины, заинтересованности, мотивации и побуждения учащихся к активному учебно-познавательному процессу. 3
- Самоанализ урока. 34 Позволяет оценить ход построения обучения и скорректировать его (дополнить или сократить). 3
Выбор конкретных методов и приёмов анализа урока зависит от целей и задач повышения квалификации преподавателя.