В советский период были разработаны различные методы и подходы к развитию речи детей, среди них:
- Идея о ведущей роли литературы в развитии речи дошкольников (период 1918–1940). 2 Литература рассматривалась в качестве основного и единственного эффективного средства речевого развития детей. 2
- Методика Е. И. Тихеевой по развитию связной речи, включающая рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову. 1 Тихеева считала, что развитие речи должно быть связано с какой-нибудь деятельностью ребёнка: игрой, трудом, праздниками, интеллектуальной деятельностью. 1
- Идея возвращения к народным истокам, к устному народному творчеству как ведущему средству воспитания ребёнка и развития его речи (книга А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду» (1947)). 2
- Формирование грамматически правильной речи (50–60-е годы). 1 Воспитатели и научные работники опытным путём пытались выяснить, как помочь детям наиболее быстро и легко овладеть сложным грамматическим строем русского языка. 1 Большой вклад в это дело внес А. Н. Гвоздев. 1
- Изучение фонематического восприятия детей (60–70-е годы). 1 Разрабатывалась новая для методики проблема, проводился долговременный эксперимент по обучению дошкольников грамоте в детских садах. 1
Также в советский период были определены принципы отбора содержания и наиболее эффективные пути развития речи, что легло в основу работы детского сада в последующие годы. 3