Некоторые методы и подходы, которые используются в современном нравственном воспитании:
- Методы формирования сознания личности. 1 К ним относятся беседы, коллективное обсуждение, диспуты, пример, наблюдение, демонстрация и иллюстрация материала. 1
- Методы организации продуктивной деятельности учащихся. 1 К ним относятся разыгрывания нравственно-этических ситуаций, экскурсии, игры, познавательные викторины. 1
- Метод воспитывающих ситуаций. 1 Заключается в создании обстоятельств, требующих от ученика правильных поступков, рассчитанных на развитие определённых черт характера или нравственных качеств. 1
- Методы стимулирования поведения. 1 К ним относятся поощрение и наказание. 1 Поощрения стимулируют правильную линию поведения, наказания тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и других отрицательных качеств. 1
- Метод убеждения. 2 Выражается в воздействии на сознание, чувства и волю воспитанника. 2 Цель этого метода — сформировать положительные качества и преодолеть отрицательные. 2
- Метод упражнений. 2 Предполагает регулярное организованное выполнение определённых действий и практических дел. 2 Цель упражнений — сформировать и развить личность, в том числе взгляды и убеждения, обогатить чувства. 2
Выбор методов зависит от содержания и направленности воспитательной деятельности. 2 На практике все методы находятся в теснейшей взаимосвязи и переплетении. 2