Некоторые методы и подходы, которые используются в проблемном обучении для активизации познавательной деятельности:
- Метод проблемного изложения. 2 Учитель формулирует проблему и постепенно, шаг за шагом, направляет учащихся к её решению. 2 Этот метод позволяет усвоить новый материал, понять логику рассуждений, научиться самостоятельно формулировать вопросы и искать ответы. 2
- Метод частично-поисковой работы. 2 Учитель ставит перед учениками задачу, которая требует самостоятельного поиска решения. 2 Учащиеся анализируют предложенные данные, выдвигают гипотезы и проверяют их. 2
- Метод исследовательской работы. 2 Учащиеся самостоятельно ставят перед собой задачу и ищут пути её решения. 2 Учитель в данном случае выполняет роль консультанта, помогая ученикам найти нужные источники информации, формулировать гипотезы и проверять их на практике. 2
- Метод мозгового штурма. 3 Тема учебного занятия ставится в виде проблемы, учащиеся выдвигают варианты её разрешения. 3 Набирается совокупность идей, из которых выбирается рациональная. 3
- Метод кластеров. 3 Базируется на постановке темы и составлении учениками ключевых слов и ассоциаций по ней. 3
- Метод дискуссии. 3 Опирается на коллективное обсуждение проблемы и совместный поиск вариантов её разрешения. 3
- Метод деловых игр. 3 Основывается на построении учебного занятия в виде игры. 3 Каждый участник получает определённую роль, связанную с примериванием на себя разных профессий. 3
- Метод проектного обучения. 3 Основан на индивидуальных и групповых проектах по конкретной теме. 3 Проекты реализуются посредством проведения исследовательской и аналитической деятельности. 3
- Метод древа решений. 3 Базируется на составлении дерева, ветки которого заполняются предложениями по разрешению конкретной ситуации. 3