Для развития критического мышления во внеурочной деятельности используют различные методы и подходы, например:
- Метод мозгового штурма. 14 Предполагает совместное обсуждение проблемы и информации по ней для нахождения решения. 1 Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов, ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. 4
- Метод кластеров. 1 Предполагает построение графиков, систематизирующих информационные данные. 1 Графики демонстрируют связи между рассматриваемыми объектами, процессами или явлениями. 1
- Приём инсерт. 1 Позволяет обозначить информацию текстовыми данными значками, выделить основную мысль, проблему, противоречивые и значимые сведения и т. д.. 1
- Метод дискуссии. 1 Предполагает коллективное обсуждение вопроса. 1 В ходе дискуссии нужно вести краткий конспект идей, теорий, аргументов. 1
- Приём незаконченных предложений. 1 Актуально использовать на этапе рефлексии. 1 Такие предложения позволяют уловить логику события, натолкнуть мысль учащихся на верное направление. 1
- Метод «корзина идей». 1 Актуально использовать на начальной стадии занятия, когда учащиеся разбирают новую тему. 1 Педагог озвучивает тему и её ключевые понятия и выясняет, что учащиеся знают по ней — им необходимо записать все ассоциации по данному направлению. 1
- Эвристическая беседа. 2 Во время беседы происходит активный обмен мнениями, ученики учатся отвечать на разнотипные вопросы разного уровня. 2
- Учебная игра. 23 Хорошо организованная, обусловленная соответствующей мотивацией, такая форма проведения занятия способствует развитию критического мышления. 2