Некоторые методы формирования эффективных учебных групп в современных школах:
- По желанию. 4 Ученики объединяются в группы по взаимному выбору. 4
- Случайным образом. 4 В одну группу могут попасть дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. 4 Этот метод полезен, когда нужно научить детей сотрудничеству. 4 Способы формирования «случайной» группы: жребий, объединение тех, кто сидит рядом, с помощью импровизированных «фантов». 4
- По определённому признаку. 4 Например, можно разделиться по первой букве имени, в соответствии с тем, в какое время года родился, по цвету глаз и так далее. 4 Этот способ деления объединяет детей, которые редко взаимодействуют друг с другом, и задаёт общий признак, который сближает учащихся. 4
- Единая групповая деятельность. 3 Все микрогруппы выполняют одинаковые задания. 3 Такой вариант подходит, например, для групповой проверочной работы, соревнования, когда важно сравнить, как справились разные группы. 3
- Дифференциальная групповая деятельность. 3 Микрогруппы решают каждая свою задачу, но в рамках урока. 3 Этот метод используют, когда нужно направить деятельность группы в определённом направлении. 3
- Кооперативная работа. 3 Происходит распределение работы между участниками команды, каждый выполняет конкретные подзадачи, результат работы группы представляется одним целым. 3
- Коллаборативная работа. 3 Задачи не распределяются между членами группы, все участники вовлечены в решение общей проблемы. 3 Участники получают знания через совместный поиск информации, её обсуждение, осмысление. 3
При формировании учебных групп важно учитывать успеваемость учеников, степень взаимной авторитетности и продуктивности деятельности в группе, уровень социально-психологического развития класса, возраст учеников. 3