При работе с младшими школьниками для диагностики познавательных процессов применяют разные методы, среди них:
- Наблюдение за поведением ученика на уроке. 1
- Оценка продуктов деятельности. 1 Оценивают результат работы ученика. 1
- Тесты достижений. 1 Оценивают предметные и метапредметные знания младших школьников. 1
- Оценка успеваемости по предмету. 1 Вывод делают на основе анализа текущих отметок, результатов выполнения проверочных работ, экзаменов, а также формирующего оценивания. 1
- Опросники и проективные методики. 1 Позволяют оценить познавательный интерес, познавательные потребности, учебную мотивацию, личностные качества школьников. 1
- Диагностические пробы и задания. 1 Применяются для оценки познавательных процессов, работоспособности, индивидуального стиля деятельности и мышления. 1
Некоторые методы диагностики познавательных процессов:
- «Заучивание 10 слов». 5 Методика предложена А. Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. 5
- «Логические закономерности». 5 Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел, они должны проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. 5
- «Выделение существенного признака». 2 С помощью этого метода определяют особенности понятийного мышления. 2
- «Исключение лишнего». 2 Один из распространённых методов исследования мышления. 2
- «Установление закономерностей». 2 Методика служит для оценки качеств мышления, диагностирует способности к анализу и сравнению, умению делать логические построения и другое. 2