Несколько методов диагностики мотивации учения, которые могут быть эффективны для подростков:
- Методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой. 1 Позволяет понять, чем руководствуются ученики, приходя в школу, и определить уровень их мотивации. 1 Диагностика проводится в три этапа: на первом ученику дают карточки с утверждениями и предлагают выбрать все карточки с мотивами, которые важны для обучения. 1 На втором этапе среди всех карточек нужно выбрать только семь самых важных, а на третьем — только три. 1
- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (основана на опроснике Ч. Д. Спилбергера, модификация А. Д. Андреевой). 1 Диагностику нужно проводить фронтально со всем классом или группами учеников с помощью психолога. 1 Для этого ученикам предлагают заполнить анкету с утверждениями о том, как они обычно чувствуют себя на уроках в школе. 1 По результатам методики можно определить общий уровень мотивации, познавательной активности и мотивации достижений, а также выявить тех учеников, у которых учёба вызывает в основном отрицательные эмоции или провоцирует тревогу. 1
- Методика выявления мотивов к учёбе. 2 Чаще используется у подростков и определяет стимулы в обучении. 2 Школьник должен внимательно ознакомиться со всей анкетой и отметить только три пункта, больше всего отвечающих его желаниям и потребностям. 2
Выбор метода зависит от конкретных целей и задач диагностики.